Вместо щей с мясом – «жидкая консистенция с присутствием жира»

О несовершенстве российской системы госзакупок говорят немало. В погоне за государственными контрактами коммерческие структуры идут на различные ухищрения, позволяющие снизить стоимость выполняемых работ и оказываемых услуг. Вот только жертвами этой системы становятся не коммерсанты и чиновники, а конечные потребители – мы с вами. Свежий пример – организация питания в Ульяновской областной психиатрической больнице. Недобросовестный подрядчик поставляет туда несвежие продукты и кормит пациентов всего на 96 рублей в сутки —  (цитируем результаты проверки) «жидкой консистенцией с присутствием жира» вместо щей с мясом, положенных больным по нормативам.

Руководство больницы определило максимальную стоимость услуг по организации питания одного пациента в размере 118,25 рублей в круглосуточном и 102,10 рублей в дневном стационаре. Критически мало, тем более, что в эту сумму входят и продукты питания, и коммунальные платежи, и зарплаты сотрудников пищеблока, и прочие расходы… Исходя из этих скромных цифр была рассчитана максимальная стоимость госконтракта — 23 564 851 рубль. Госзаказ был размещен на сайте госзакупок. Как вы знаете, согласно 94 федеральному закону, госконтракт заключается с той организацией, которая в ходе электронных торгов предложит наименьшую стоимость услуги. В нашем случае торги выиграло иногороднее ООО «ГАЛЕАС», снизившее стоимость контракта более чем на 4,5 миллиона рублей, тем самым только официально снизив суточные затраты на питание одного «круглосуточного» больного со 118 до 96 рублей! (учитываем, что часть этой скромной суммы уходит на прибыль ООО – бесплатно никто не работает). Последствия такой экономии были предсказуемы и не заставили себя ждать.

Главный врач больницы Франц Пионтковский регулярно выставляет официальные претензии  в адрес подрядчика. Вот только некоторые из выявленных нарушений норм организации питания больных (приводим согласно текстам официальных претензий):

— сопроводительные документы к поставляемому в больницу мясу не содержат сведений, подтверждающих соответствие продукта ГОСТу, часть поставляемого мяса имеет нехарактерный, специфический запах, бледный цвет, пористую структуру и легко расслаивается, а в одном из кусков сотрудники больницы и вовсе обнаружили гнойник. Претензии к качеству мяса выставлялись неоднократно;

—  на пищеблоках отсутствует уксус, который, согласно СанПиН, необходим для обработки хлебных полок;

— куриные яйца установленным образом не дезинфицируются, специальный дезраствор на пищеблоках отсутствует;

— окна одного из пищеблоков не засетчены, в результате чего по пищеблоку летают мухи;

— в период с 1 по 10 июля в больницу недопоставлено 160 кг сыра, 120 кг сливочного масла, 55 кг консервированных огурцов.

А вот выдержка из заключения больничной комиссии по итогам проверки качества одного из больничных обедов: «второе блюдо (макароны с фаршем) имеют специфический запах, несвойственный свежим и качественным продуктам. Источник запаха – фарш мясной. Первое блюдо представляет собой жидкую консистенцию с присутствием жира».

На прошлой неделе больницу с проверкой посетила комиссия вновь созданной областной Палаты справедливости. Она выявила ряд других нарушений санитарных норм: стены пищеблоков поражены грибком, кровля протекает. Согласитесь, недочеты более чем серьезные и странно, что никто до сих пор не забил тревогу. Специалисты опасаются, что столь некачественная организация питания в медучреждении станет причиной вспышки острой кишечной инфекции среди пациентов (ситуация в лагере «Факел» еще свежа в нашей памяти).

В этой истории много странностей. Главный врач Пионтковский засыпает подрядчика претензиями, но в Роспотребнадзор до сих пор не обратился. Получается, что он в курсе плачевного положения дел, но реальных действий к тому, чтобы изменить ситуацию не предпринимает? Подрядчик, невзирая на претензии, продолжает кормить пациентов некачественными продуктами, хотя по правилам медики должны запрещать выдачу пищи при наличии малейших подозрений на несоответствие ее санитарным нормам. Мы дозвонились до главного врача больницы Франца Пионтковского, но он категорически отказался комментировать ситуацию. Возникает вопрос, почему он не хочет выносить сор из избы? Создается впечатление, что и руководство больницы и подрядчики действуют в общих интересах (не путать с интересами больных), а претензионные письма составляются главврачом скорее для вида (никаких реальных правовых последствий они не несут).

О сложившейся ситуации мы уведомили руководство регионального минздрава. Прокомментировать ее там обещали в ближайшие дни. Мы продолжаем следить за развитием событий.
UPD: Скан-копии претензий, о которых идет речь в материале:
1

2

3

4

5

6-1

6-2

6-3

7